Читайте свежий номер журнала "Дуслык"

Мы находимся по адресу: г. Киев. ул. Невская, 10А

 

Намаз на 18.11.17 [Киев]

Название
Время
Фаджр
Зухр
Аср 03:00
Магриб 03:00
Иша 03:00
На завтра
Украины — Александр Саган: Люди, не согласные с необходимостью внутриисламского диалога, выступают против ислама

 

Интервью с доктором философских наук, ведущим научным сотрудником Отделения религиоведения Института философии Национальной Академии наук Украины, советником Президента и Секретариата президента Украины (2005 – 2007), главой Государственного комитета по делам национальностей и религий (2007 – 2010) Александром Назаровичем Саганом.

В 2009 году при Вашем активном содействии был создан Совет представителей духовных управлений и центров мусульман Украины. Оправдывает ли сегодня Совет возложенные на него задания?

- Созданию Совета (кстати, он был создан при Госкомитете по делам национальностей и религий) предшествовала моя большая организационная работа, поскольку это было новая идея как для исламских объединений, так и для нашего Комитета. Главной задачей новой структуры мы видели в снятии нарастающего противостояния между разными мусульманскими духовными управлениями и центрами. Это напряжение было видно даже по первому заседанию организационного комитета Совета – заседание много раз откладывалось из-за нежелания отдельных лидеров даже находиться в одной комнате со своими коллегами. Долгий поиск компромисса дал свой результат – Совет был создан. Это позволило, во-первых, мирно обсудить многие вопросы внутриисламской жизни (организационное развитие, вопросы по организации Хаджа, о религиозном образовании и просвещении мусульман и т.п.) – до этого мы имели вал взаимных обвинений и жалоб. Во-вторых, сняло напряжение с вопроса разного истолкования международных контактов различных мусульманских религиозных и общественных центров (взаимные обвинения в связях с экстремистскими исламскими группами и т.п.).

После моего ухода, насколько мне известно, Совет не собирался. А сейчас реорганизован и сам Госкомнацрелигий – это всего лишь департамент в составе Министерства культуры. Поэтому говорить об «оправдании надежд» не приходиться. Хотя тот потенциал, который был наработан за первый год деятельности Совета, ощущается и сегодня. В частности, почти исключением стали громкие взаимные обвинения мусульманских лидеров. Хотя, и мы это знаем, многое просто перестало выносится в СМИ.          

Каковы перспективы исламо-христианского диалога в Украине, в частности, между православными церквами и мусульманскими духовными управлениями?

- Мы, в Украине, обречены на этот диалог, как бы этого не хотелось отдельным радикально настроенным верующим с обеих сторон. А такие, надо признать, у нас тоже имеются – достаточно проанализировать противостояния по поводу строительства мечетей в отдельных регионах страны или же «крестоповалы» в Крыму. Даже в Киеве строительство единственной пока мечети стало почти подвигом её строителей.

Но возвратимся к исламо-христианскому диалогу – на него не может не влиять и наша история. Мечети на территории Украины были уже во времена средневековья. И хотя у нас были разные периоды в отношениях между представителями этих религий, но в целом можно говорить о постепенной толерантизации отношений. Советская власть, почти поголовно выселив мусульман, прежде всего – крымских татар, физически сняла «исламский фактор» с повестки дня религиозной жизни в Украине. Поэтому возрождение исламских религиозных центров и вызвало поначалу определенное напряжение среди православных (как представителей наибольшей конфессии страны) в местах наибольшего скопления мусульман (Крым, Киевский и Донбасский регионы). Государство потратило значительные усилия для снятия этого напряжения – но для достижения окончательного результата нужны взаимные усилия. Сегодня ситуация нормализовалась. Но, как пишут некоторые эксперты, исламские центры развиваются в Украине почти бесконтрольно, что не может не привести к их радикализации и стремлению к завоеванию авторитета (и финансирования) в экстремистских зарубежных центрах. Я думаю, что ситуация сейчас не так трагична, но согласен, что в любой момент она может выйти из-под контроля.                

Что, по Вашему мнению, более всего роднит ислам и православие?

- То, что нельзя быть по-настоящему православным или мусульманином, не принимая активного участия в жизни общины.

В 2011 году в двух украинских городах, Хмельницком и Белой Церкви, проводились выступления против строительства мечетей. Не свидетельствует ли это о росте исламофобии в Украине?

- В каждом конкретном случае нужен анализ причин таких выступлений (проблемные земельные участки, желание отдельных религиозных лидеров попиарится и т.п.). Ведь и в Симферополе, как мы все помним, годами эта проблема не решалась. Я в свое время был инициатором нескольких совещаний на наивысшем Крымском уровне по поводу решения о выделении земельного участка для мечети в Симферополе. Поэтому я не понаслышке знаю, сколько факторов может быть задействовано в этот процесс. И, к сожалению, позиция некоторых исламских лидеров, в силу многих причин, не всегда была конструктивной, направленной на достижение результата. Поэтому говорить на примере этих двух фактов о росте исламофобии в Украине не совсем корректно. Не подтверждает это и социология. 

В последнее время в Украине усилилось противостояние между различными мусульманскими организациями. Существует ли, по Вашему мнению, возможность внутриисламского диалога? Насколько реальны процессы объединения? Что разобщает мусульман Украины?

- Противостояние между исламскими организациями – это объективный процесс. Как объективным есть противостояние между различными православными, протестантскими или любыми другими религиозными центрами. Максимальной своей амплитуды такое противостояние достигает во время становления нового религиозного центра – появляется новый конкурент. Но со временем принимаются правила сосуществования (решающая роль в принятии таких правил принадлежит государственным органам) и борьба принимает сложный позиционный характер.

Возможность внутриисламского диалога, конечно же, существует. И созданный в свое время Совет представителей духовных управлений и центров мусульман Украины хорошее этому подтверждение. Самое главное – невооруженным глазом виден большой потенциал (организационный, просветительский, образовательный и т.п.) такого диалога. Поэтому я уверенно могу сказать, что люди, которые не согласны с необходимостью внутриисламского диалога, осознанно выступают против ислама.

Но, с другой стороны, мы должны четко понимать разницу между диалогом и объединением. Последнее фактически не реально. Возьмем, например, Украинскую православную церковь Киевского патриархата и Украинскую Автокефальную православную церковь, которые фактически во всем идентичны (вероучение, практика, территория распространения и т.п.). Много лет подряд эти церкви пытаются объединиться, но тщетно. И это при том, что разъединяет их, как мы видим, только амбиции лидеров.

В случае с мусульманами в Украине ситуация намного сложнее – слишком многое их разъединяет как в идеологическом плане, так и в организационном (вероучение, ориентация на разные зарубежные центры, практика и т.п.). На данном этапе развития мы можем говорить только о диалоге и взаимном уважении.        

Достаточно ли внимания эксперты уделяют исламу в современной Украине? Какими вопросами исламоведы должны заняться в первую очередь?

- В свое время, будучи Советником Президента Украины, я инициировал создание исламоведческой группы в составе Отделения религиоведения Института философии НАН Украины. Такая группа была создана. Но просуществовала она всего несколько лет и, фактически, сейчас на грани ликвидации из-за недостатка финансирования. Очень жаль, если это (ликвидация) все-таки случится. Ведь наработан хороший материал – в активе группы несколько конференций и сборников работ, исследования в области религиозной нетерпимости, модернизации исламского вероучения и практики в современных европейских условиях (т.н. «европейский ислам») и т.п.   

В Украине сейчас фактически отсутствуют крупные исследовательские центры по изучению вероучения и практики, организационных особенностей и современных тенденций развития ислама. По крайней мере, для страны, где насчитывается несколько исламских религиозных центров и больших общественных организаций, а количество практикующих верующих исчисляется сотнями тысяч, таких научных исследовательских центров должно быть в разы больше.

На данном этапе развития украинского исламоведения очень важным является популяризация уже наработанных идей и исторических экскурсов, работ о современной жизни мусульман в Украине и за ее пределами. Важно, и об этом должно позаботиться государство, знакомить с исламской спецификой если не учеников старших классов, то хотя бы студентов. Ведь украинцы, как и многие другие народы, очень часто живут мифами о мусульманах. И родом эти мифы даже не из прошлого века. Проблемой для украинских исламоведов является также выход на международную арену как для представления своих наработок, так и для изучения специфики тех религиозных и общественных направлений ислама, которые развиваются в Украине.

Эти и многие другие проблемы современного украинского исламоведения есть, по моему мнению, проблемами роста. Очень многое уже сделано – достаточно сказать о официальном переводе Корана на украинский язык или о изучении истории и специфики исламского вероучения и практики среди крымских татар.

Со временем, и я уверен в этом, украинские исламоведы займут достойное место среди своих коллег в мире.    

Ислам в СНГ    

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.